Наблюдения за происходящими процессами показывает, что с одной стороны юридическая деятельность становится всё более значимой превращаясь по сути в универсальный язык. Но с другой стороны нарастает количество участников. Активность большей части приближается к броуновскому движению, что только мешает осмыслению. В этом контексте необходимо типологизировать всех участников юридического пространства, чтобы можно было максимально эффективно направлять свою активность.
Представляется что основная часть участников юридического пространства это добровольные статисты. Их деятельность как правило определяется целями структуры в которой они находятся. (здесь нет эмоциональной оценки).
Переход от состояния статиста к субъекту происходит на основе добровольного решения. В этом случае конкретная структура является методом, а не источником сущности.
Целесообразно общаться между людьми, считающими себя субъектами.
На этой основе необходимо
1) определить реальные возможности.
2) определить ближайшие цели
3) методы
Особенность современной ситуации в том, что имеется конкуренция структур. Причина этого явления сейчас вторична. Главное что происходит порождение новых структур, которые готовы активно бороться за свои ведомственные интересы, как правило, они сводятся к расширению компетенции и избавлению от ненужной работы (интенсификации делопроизводства). В этой ситуации руководители этих структур готовы идти на диалог с любыми людьми и структурами, представляющими на их взгляд удачное тактическое решение.
Второй особенностью современных структур следует отметить их рыхлый характер. Причина этого в фактически утраченной эффективности вертикали. Это означает, что можно вести диалог с любым уровнем. Главное чтобы на этом уровне находился руководитель звена, который желает активно действовать. С учетом традиционного характера организации ведомств наиболее оптимальным является диалог с руководителями уровня субъекта федерации.
Третьей особенностью современных структур является то, что функции государства приватизированы. Это означает, что какая-либо динамика возможна только в том случае если конкретный руководитель имеет личные амбиции. Диалог может быть только персонифицированным. Вряд ли к такому описанию подходит официальный руководитель. Скорее всего это амбициозный карьерист желающий предоставить потенциал своей структуры.
Наиболее перспективными ведомствами следует признать как растущие структуры, которые вынуждены совершать шаги, и не заинтересованы в сохранении статус-кво, так и те структуры, которые накопили большой потенциал, но не решаются его использовать.
На начальном уровне возможно установление диалога возможно посредством доведения до неопределенного круга потенциальных адресатов позиций. То есть на начальном этапе установление властных субъектов является вторичным, первичным является формирование идеологических позиций. Главное чтобы они были убедительны. Особенности восприятия дожны предпопределять логику изложения.
Сейчас могу отметить два актуальных направления и перспективных с точки зрения последующего диалога:
1) Утверждение о необходимости деформализации предварительного расследования (предполагаемый адресат это органы предварительного расследования, желающие избавится от излишней работы, При ином акценте возможно включение любого иного участника правовой реформы).
2) Критика сложившегося избыточно широкого процессуального механизма применения обратной силы уголовного закона (предполагаемый адресат суды общей юрисдикции).
Возможно рассмотрение иных направлений